Что должен знать мерчендайзер?

Кажется, что может быть проще, чем раскладывать товары на полке в магазине? И все-таки работа мерчендайзера требует не только определенных личных качеств, но также знаний в области мерчендайзинга и необходимых навыков, чтобы справиться с поставленными задачами.

Кажется, что может быть проще, чем раскладывать товары на полке в магазине? И все-таки работа мерчендайзера требует не только определенных личных качеств, но также знаний в области мерчендайзинга и необходимых навыков, чтобы справиться с поставленными задачами.

Основные правила и термины мерчендайзинга

Никто не требует разбираться во всех тонкостях мерчендайзинга, но любой начинающий мерчендайзер должен знать основы. Это позволит говорить на одном языке со своими коллегами и руководителями. Да и не делать большие глаза при словах «фейсинг», «SKU» и «KPI». Советуем почитать специализированную литературу и для начала   нашу статью об основных терминах мерчендайзинга.

Ассортимент продукции

Как правило, мерчендайзеров нанимают для работы с производителями, имеющими серьезный (включающий много наименований) ассортимент продукции. В портфеле регионального производителя молочной продукции может быть 20-25 уникальных единиц продукции. У федеральной молочной компании это количество будет на порядок больше. К тому же, производители каждый раз стараются удивить потребителя оригинальной упаковкой или новым вкусом, так что во многих товарных категориях ассортимент обновляется каждый месяц. Мерчендайзер должен прекрасно ориентироваться во всем многообразии продукции. В идеале, сотрудник должен знать, что какой-нибудь чудо-творожок может быть не только со вкусом клубники, а привычный шампунь можно купить теперь в новой упаковке.   

Места продаж и правила выкладки

Зачастую разные виды продукции одного производителя продаются в разных местах магазина. Например, мерчендайзер компании Danone должен уделить время основной выкладке йогуртов в большом открытом холодильнике Но в  течении дня он должен несколько раз поправить выкладку упакованного молока в теплой зоне, убедиться, что дополнительные холодильники в прикассовой зоне заполнены. С учетом масштабов некоторых гипермаркетов, двигаться мерчендайзеру приходится много, соблюдая все правила выкладки. Если мерчендайзер отвечает за несколько точек, важно правильно спланировать последовательность визитов.      

Соблюдение инструкций

Работа современного мерчендайзера постоянно оптимизируется, для чего разрабатываются специальные инструкции. Чтобы выполнить, например,  дневную норму визитов, мерчендайзер должен четко следовать инструкции. В противном случае можно что-то перепутать, нарушить график, а цена любой ошибки – выговор и штраф.  

Правила работы в торговой точке

Администрация сетевых магазинов требовательна к работе мерчендайзеров. Сотрудник должен приходить и уходить вовремя, быть аккуратным и вежливым. Почти везде обязательно носить на рабочей одежде бейдж с именем и названием компании. Проход и регистрация в торговой точке также регламентированы. Следует сразу ознакомиться со всеми правилами, чтобы не допускать нарушений. Некоторые ритейлеры могут оштрафовать поставщика за серьезные нарушения в работе его полевого сотрудника.

Система отчетности

Важно не только, кто как работает, но и кто как отчитывается. Для мерчендайзинга это особенно актуально. В последнее время компании очень требовательны в этом вопросе и внедряют специальные программы контроля мерчендайзеров на планшетах или смартфонах. Отчетность должна заполняться полностью, корректно, часто и в режиме он-лайн.

Порядок коммуникаций внутри компании

У каждой компании и мерчендайзингового агентства – свои четкие регламенты организации работы. Задача мерчендайзера — встроиться в налаженную систему. Обычно это может быть регулярное обучение, например, один раз в месяц или квартал, а также еженедельные или ежемесячные собрания с руководством.

При устройстве на работу мерчендайзеру разъясняются его права и обязанности. Отдельное внимание уделяется таким моментам, как оформление отпуска и больничного. В случае незапланированного отсутствия мерчендайзер должен писать объяснительную непосредственному руководителю. 

Действия во внештатных ситуациях

Не все можно прописать в правилах и инструкциях, а руководители не всегда будут рядом или на связи. Мерчендайзер должен быть готов справляться и с неожиданно возникающими трудностями, в рамках установленного регламента и своей компетенции.

В спорных рабочих ситуациях сотрудник может и должен обратиться в кадровую службу компании или вышестоящему руководителю. При устройстве на работу нужно обязательно уточнить, как правильно себя вести в случае тех или иных конфликтов. 

Мы рассмотрели основные моменты, которые должен знать мерчендайзер. Обладая вышеперечисленными качествами и навыками, вы сможете легче справляться со своими задачами, что обязательно будет оценено.