Мерчендайзеры. Современная классификация

Развитие торговли не обошло стороной и мерчендайзеров. У каждого профайла – свои особенности и сильные стороны.

Развитие торговли не обошло стороной и мерчендайзеров. В середине 90-х, на заре становления этой профессии в России, крупные компании набирали молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, полных сил, энергии, с горящими глазами. Именно из таких ребят потом вырастали торговые представители и сотрудники в отделы маркетинга и продаж, которые годами продолжали работать в этой же компании. Самые талантливые из “пионеров” давно уже достигли директорских позиций в крупных компаниях, но с гордостью вспоминают первые шаги в профессии.

Теперь, когда возможности карьерного роста мерчендайзеров стали ограничены, а на рынке появились и другие интересные перспективы для работы, огонь в глазах потенциальных мерчендайзеров стал потухать. На смену приходят новые типажи сотрудников, готовые работать в сфере мерчендайзинга уже по другим причинам. У каждого профайла – свои особенности и сильные стороны.

Трудолюбивые мигранты

Самый многочисленный вид мерчендайзеров. В Москве именно они составляют более половины от общей “популяции” мерчендайзеров. Как правило, такие сотрудники относительно недавно получили гражданство РФ или разрешение на работу. К зарплате и условиям труда неприхотливы. Отлично приспособлены для физической работы.

Из очевидных недостатков – не очень хорошо знают русский язык. Для общения этого кое-как хватает, но для работы в технически сложных категориях или с глубоким ассортиментом таких знаний уже недостаточно.  

Лояльность к работодателю у мигрантов, как правило, низкая. Могут легко уйти на новое место работы, если там платят на 1-2 тысячи рублей больше. На время посадки или сбора урожая могут уехать на историческую родину. А это 1-2 месяца отпуска. Такая «сезонность» сильно усложняет жизнь компаниям и мерчендайзинговым агентствам.

Лучше всего трудолюбивые мигранты проявляют себя, работая на совмещенном и эксклюзивном мерчендайзинге в крупных торговых точках, где нужно в течение дня перемещать большие объемы товаров.

Сильные студенты

Во многих регионах России эта категория мерчендайзеров — достойная альтернатива мигрантам. Заинтересованы в работе, часто готовы трудиться полный рабочий день, несмотря на учебу. Физической нагрузки не боятся, молоды и выносливы.   

Главные недостатки — не всегда дисциплинированы и мало лояльны к компании, воспринимают свое рабочее место как временное пристанище. На период сессии и экзаменов могут пропадать. В то же вроемя студенты отличаются особой технической продвинутостью, так что легко осваивают работу со смартфонами.

Больше всего наиболее ответственные сотрудники этой категории преуспевают в мерчендайзинге автомобильных товаров, электроники и бытовой техники. Некоторые из них потом делают карьеру в продажах и маркетинге компаний.

Мамы с детьми

Эта категория мерчендайзеров представлена молодыми женщинами 26-34 лет. Обычно они замужем, имеют 1-2 детей старше пяти лет. Ареал обитания – поближе к рабочему месту, чтобы легко добираться. Идеальный рабочий график — неполный рабочий день, чтобы совмещать работу мерчендайзера с должностью мамы и жены. Из-за болезни детей или утренника в детском саду могут иногда не выйти на работу. Но это все же форс-мажор. Мамы в целом ответственны, исполнительны, ищут стабильности. Хорошо разбираются в сложных видах товаров массового спроса, технической продвинутости хватает, чтобы освоить работу со смартфонами.

Опытные работницы

Лучший выбор на должность мерчендайзера там, где не требуется интенсивная физическая нагрузка. Это женщины старше 40 (как правило до 60) лет за плечами которых, чаще всего, уже довольно большой жизненный и рабочий опыт, в том числе в сфере торговли. В основной их карьере в какой-то момент что-то пошло не так и онги решились кардинально сменить профиль деятельность. Ответственны, дисциплинированны, наиболее лояльны к компании, так как заинтересованы в стабильном месте работы и социальных выплатах, чтобы спокойно уйти на заслуженную пенсию. Работу мерчендайзером выбирают из-за удобного расположения и гибкого графика.

Карьеристы

“Вымирающий вид” мерчендайзеров. Молодые люди и девушки, полные энтузиазма и решимости сделать карьеру в продажах и маркетинге. Их «звёздный час» случился в эпоху расцвета табачных и пивных компаний, когда рядовой мерчендайзер мог стремительно взлететь по карьерной лестнице и стать, например, менеджерами по продажам или маркетингу.

Сейчас эта категория составляет едва ли 10% от общего числа мерчендайзеров даже в компаниях с относительно сложными и дорогими продуктами. Около полок с консервами или паллет с туалетной бумагой таких вы и вовсе не встретите.

Карьеристы отлично разбираются в технике, большинство из них уверенно водит автомобиль, некоторые знают иностранные языки. Все эти навыки работодатель может эффективно использовать для решения относительно сложных задач и визитного мерчендайзинга. Больше всего таких сотрудников интересуют перспективы роста.  Они очень требовательны к системе мотивации, на начальной позиции могут задержаться не дольше года, после чего их легко потерять, если не предложить что-то еще. 

Часто работодатели, не учитывают сложность правильной мотивации “карьеристов”. Расплачиваться приходится высоким уровнем текучки полевого персонала и распространением негативных отзывов в сети.

Как вы видите, мерчендайзеры бывают разные, у всех свои сильные и слабые стороны. В компании Power Staff мы учитываем особенности каждого кандидата и стараемся подбирать работу, которая будет максимально соответствовать вашим возможностям и ожиданиям. Вакансий хватает для всех!