Профессиональный рост мерчендайзера

Это работа в первую очередь для тех, кто ищет простых обязанностей или удобный график. Однако профессиональный рост и здесь никто не отменял. В действительности, для активного, ответственного и добросовестного мерчендайзера возможности пойти на повышение всегда открыты. Работодатели замечают и поощряют таких сотрудников. Давайте разберемся поэтапно, как может развиваться карьера мерчендайзера.

В одной из статей мы уже говорили о том, что профессию мерчендайзера трудно назвать идеальной площадкой для карьерного старта. Сейчас это работа в первую очередь для тех, кто ищет простых обязанностей или удобный график. Однако профессиональный рост и здесь никто не отменял. В действительности, для активного, ответственного и добросовестного мерчендайзера возможности пойти на повышение всегда открыты. Работодатели замечают и поощряют таких сотрудников. Давайте разберемся поэтапно, как может развиваться карьера мерчендайзера.

Когда мы говорим о развитии карьеры, то предусматриваем три основных стратегии. 1. Рост внутри компании 2. Рост и развитие в отрасли 3. Финансовый рост (без изменения должности)

  1. Рост для мерчендайзера внутри компании

Первым шагом на повышение будет позиция старшего мерчендайзера. Этот человек является помощником супервайзера и помогает ему руководить мерчендайзерами на местах. Обычно говорить о переходе на более высокую позицию можно уже через год-полтора после начала работы. Претендовать на повышение может мерчендайзер, который:

— хорошо освоился с выкладкой продукции;

— не допускает серьезных ошибок (об ошибках, за которые мерчендайзера могут уволить или оштрафовать, читайте здесь);

— построил хорошие отношения с сотрудниками магазина (магазинов), в которых работает;

— знает основные правила мерчендайзинга и принципы работы торговых точек;

— умеет общаться с коллегами хотя бы на базовом деловом уровне.

Если ситуация на доверенных вам полках близка к идеальной, шансы стать старшим мерчендайзером достаточно высоки. Однако в большинстве случаев перед переходом на новую должность придется пройти стажировку и, возможно, даже дополнительное краткосрочное обучение. Прибавка к зарплате у «старшего» составляет обычно 15-20% от оклада.

Следующей ступенькой наверх станет должность супервайзера. Этого специалиста называют также «супервайзером по мерчендайзингу». По сути это никто иной, как руководитель мерчендайзеров. Супервайзер координирует работу мерчендайзеров, собирает статистику о продажах в подконтрольных ему торговых точках, анализирует ее, решает, как можно улучшить ситуацию, и передает свои рекомендации вместе с аналитикой вышестоящему руководству. Иногда супервайзерам поручают также адаптацию планограмм под конкретную торговую точку. Правда такое случается редко. Чаще всего планограммы составляют специалисты по маркетингу.

По сути супервайзер – это связующее звено между сотрудниками, находящимися в офисе (менеджерами отдела маркетинга, рекламы, продаж и т.п.), и теми, кто трудится «в полях» (мерчендайзерами).

Супервайзер руководит мерчендайзерами, однако решения о приеме на работу, увольнении или наложении штрафа принимает не всегда. Иногда такие вопросы решаются специалистом коммерческой службы компании в офисе.

Чтобы стать супервайзером, необходимо:

— иметь опыт работы «в поле» не менее двух лет;

— проявить на практике лидерские качества и высокий уровень ответственности;

— иметь личный автомобиль или, как минимум, права и стаж вождения.

Шансы стать супервайзером с зарплатой примерно на 70% выше можно оценить как умеренные. Ведь в большинстве компаний одна управленческая позиция приходится на 15-20-25 рядовых.

Конечно, возможности карьерного роста зависят на только от ваших личных качеств, но и от того, какая ситуация складывается в бизнесе работодателя. Если компания успешно развивается, осваивает новые торговые точки и регионы, то рано или поздно новый супервайзер обязательно понадобится. И предпочтение здесь будет отдано людям, уже хорошо знающим продукт и специфику «полевой» работы.

Если вы хорошо зарекомендуете себя на позиции супервайзера, можно подумать о следующем шаге. И здесь возможны варианты. Одни супервайзеры вправе претендовать на должность торгового представителя в конкретном районе. Другие могут применить имеющийся опыт на ниве продаж или маркетинга, став супервайзерами по продажам или сотрудниками отдела маркетинга/продаж/рекламы. Однако для такого перехода обязательно наличие высшего образования и, желательно, профильного. Поэтому на практике случаи подобного карьерного роста встречаются нечасто.

2. Рост и развитие в отрасли

Иногда бывает так, что возможности карьерного роста в компании ограничены. Вы готовы к повышению, но подходящих открытых вакансий нет. В этом случае целеустремленному мерчендайзеру стоит просто посмотреть по сторонам. Особенно, если вы работаете на позиции более двух лет, активны, говорите о своем желании роста, но не получаете никаких предложений и индексаций. Возможно, перейдя в другую товарную категорию, к другому работодателю, вы с легкостью получите повышение. Имея достаточные знания и опыт работы, а также стремление достичь большего, вы станете желанным сотрудником для многих.

Для того чтобы претендовать на большую зарплату, не обязательно становиться торговым представителем. Мерчендайзеры с личным автомобилем могут рассчитывать на увеличение ставки в полтора-два раза. К тому же на таких сотрудников всегда высокий спрос.

Многое зависит и от отрасли, в которой вы работаете. Чем сложнее и «эксклюзивнее» продвигаемый продукт, тем больше, как правило, платят сотруднику. Например, мерчендайзер в категории «детское питание» зарабатывает на четверть больше, чем при работе с соками. А мерчендайзер, работающий со сложной техникой, получает иногда и в два раза больше. О других особенностях работы мерчендайзера в разных категориях читайте тут.

Мерчендайзерам, закрепленным за конкретными торговыми точками (стационарным мерчендайзерам), нередко предлагают возможности карьерного роста сами ритейлеры. Например, можно стать кассиромзаведующим товарной секцией или администратором. Но такой рост связан с дополнительной ответственностью, в том числе материальной. И не всегда означает пропорциональное увеличение зарплаты.

3. Финансовый рост (без изменения должности)

Некоторые мерчендайзеры добиваются существенного роста своих доходов, отказавшись от карьерной гонки. Зачем пытаться получить должность повыше, если можно устроиться в магазин типа «Ашана» и вести в своей категории сразу несколько клиентов? Ответственности немного, а уровень вознаграждения сопоставим. Увы, вот только попасть на такую позицию и надолго закрепиться получается далеко не у всех.

В завершение подведем итог. Возможности профессионального роста у мерчендайзера есть даже сейчас. Все зависит от выбранной отрасли, личной активности и готовности брать на себя ответственность и дополнительную нагрузку.