Визитный и стационарный мерчендайзинг

Все мерчендайзеры делятся на две большие группы:
— стационарные;
— мобильные (визитные).
Давайте разберем их подробнее.

Все мерчендайзеры делятся на две большие группы:

— стационарные;

— мобильные (визитные).

Стационарные мерчендайзеры закрепляются за конкретной торговой точкой и все свое рабочее время проводят в ней. Мобильные мерчендайзеры посещают несколько торговых точек в день и больше десятка неделю. Понятно, что у каждого типа работы есть свои плюсы и минусы. Давайте разберем их подробнее.

Итак, стационарный мерчендайзер работает постоянно в одной торговой точке. Как правило, это большой супермаркет или даже гипермаркет. Иногда такой мерчендайзер работает только с одной компанией в одной или смежных категориях. Тогда его называют эксклюзивным мерчендайзером. Однако чаще бывает, что мерчендайзеру поручают следить за продукцией сразу нескольких компаний. В этом случае речь идет о совмещенном мерчендайзинге. Число компаний, за продукцией которых приходится следить, разнится от 5 до 15. Это труднее. Но с другой стороны, больше задач – больше зарплата. Главное – уметь правильно расставить приоритеты, быстро переключаться и грамотно оформить отчетность (форма отчета у каждой компании своя).

Иногда стационарным мерчендайзерам поручают также консультирование покупателей. Как мы уже писали, это особенно актуально в таких категориях, как сложная бытовая техника, товары для здоровья, биодобавки, парфюмерия и косметика. Уровень заработной платы мерчендайзеров-консультантов обычно на 25-30% выше, чем у тех, кто занимается только выкладкой. Подробнее о заработной плате мерчендайзеров читайте тут.

Однако постоянное присутствие в торговой точке превращает мерчендайзера в глазах администрации в своего рода сотрудника магазина. Так что стационарным мерчендайзерам нередко поручают не совсем традиционные задачи, вроде помощи сотрудникам отделов, администраторам, продавцам и т.п. Конечно, можно пойти на принцип. Однако, стоит учесть, что вы будете приходить каждый день на одно и то же рабочее место и общаться с одними и теми же людьми. А, стало быть, как и в любом офисе, придется строить отношения с коллегами и «вливаться» в коллектив. Тем более, как мы уже говорили в одной из статей, хорошие отношения с сотрудниками торговых точек, значительно облегчают жизнь мерчендайзеров.

Как правило, рабочий день стационарного мерчендайзера длится порядка восьми часов. И почти все это время занято транспортировкой товаров со склада и формированием выкладки. Зевать не приходится. К тому же постоянный контроль в лице заведующего товарной категорией всегда рядом.

Итак, подведем итог:

Плюсы работы стационарным мерчендайзером:

— Сбалансированный стандартный рабочий день;

— Более-менее постоянный коллектив (из сотрудников магазина);

— Возможность (иногда) работать на нескольких клиентов и получать больше денег;

— Возможность стать консультантом и увеличить свой доход на 25-30%.

Минусы работы стационарным мерчендайзером:

— Больший объем работы по выкладке (несколько клиентов сразу или «тяжелые категории»);

— Периодически возникает дополнительная нагрузка от администрации торговых точек;

— Необходимость строить отношения с коллегами и вливаться в коллектив (хотя для кого-то это может показаться плюсом).

— Зачастую предусмотрена работа в холодных зонах магазинов.

В отличие от стационарного, мобильный мерчендайзер постоянно находится в разъездах. Проще говоря, его задача состоит в том, чтобы приехать на место, убедиться, что все в порядке, при необходимости, привезти дополнительный товар, поправить выкладку и т.п. заполнить отчет и отправиться в следующий магазин, где повторить то же самое. Нагрузка довольно высокая, а интенсивность работы и вовсе зашкаливает. Так что мобильному мерчендайзеру важны такие качества, как расторопность и собранность.

Мобильные мерчендайзеры, как правило, занимаются продукцией только одной компании. Обычно за день мобильный мерчендайзер посещает от 5 до 15 магазинов. Все зависит от региона, транспортной инфраструктуры и удаленности торговых точек. Так, например, крупные города, вроде Москвы, делятся на сектора. Каждый из которых поручается одному мерчендайзеру. Таким образом составители маршрутов заботятся о том, чтобы разъездному сотруднику было удобно и комфортно перемещаться по магазинам. Хотя, безусловно, иногда приходится заходить на «чужую» территорию. Например, если какой-то сотрудник не смог выйти на работу.

Время визита обычно тоже строго ограничено. Однако здесь все зависит от поставленных задач. Мобильный мерчендайзер может провести в одной торговой точке и 15 минут, и полтора часа.

Маршрут может быть разным каждый день. Частота замены зависит от множества факторов. Как правило, маршруты расписаны на месяц вперед, а на следующий месяц корректируются.

Понятно, что для такой работы идеально подходят мерчендайзеры, у которых есть автомобиль и права на управление ТС. Им гораздо удобнее перемещаться по торговым точкам и выполнять задания компании. Работодатели таких сотрудников тоже ценят. Более того – они всегда в дефиците. Поэтому уровень заработной платы мерчендайзера с автомобилем сопоставим с заработной платой торгового представителя.

Подведем итог:

Плюсы работы визитным мерчендайзером:

— Уровень оплаты визитного мерчендайзера чаще более высокий;

— Как правило, визитные мерчендайзеры работают с относительно легким товаром и не в «холодной» зоне магазина;

— Меньше непосредственного контроля и есть возможность условно «почитать книжку в пути»;

— Проще контролировать свою занятость. Никто не будет требовать восьмичасового рабочего дня.

Минусы работы визитным мерчендайзером

— Для многих физически сложнее и эмоционально утомительнее много перемещаться;

— Плохая погода и пробки могут помешать вам посетить все точки своевременно.

Подведем итог: работа мерчендайзера может быть или связана с разъездами, или нет. Мобильные мерчендайзеры посещают по несколько торговых точек за несколько часов. Если у такого мерчендайзера есть автомобиль, то он вполне может претендовать на хорошую прибавку к зарплате. Стационарные мерчендайзеры больше похожи на сотрудников магазина, они работают каждый день в одном месте. Благодаря чему могут влиться в коллектив и, изучив обстановку, начать подрабатывать, например, обслуживая другие компании в своей категории.