Заявка на работу
8 (800) 505 04 54
8 (800) 505 04 54
Главная Учебные материалы Обязанности мерчендайзера
13 июня 2018

Обязанности мерчендайзера

Обязанности мерчендайзера
Мерчендайзер – сотрудник, отвечающий в первую очередь за то, как представлена продукция его компании на полках магазина. Представленность – понятие комплексное. Оно включает в себя постоянное наличие всех товарных позиций в нужном количестве и качестве.

Основными обязанностями мерчендайзера являются, если говорить кратко:

Но обо всем по порядку. Ниже мы перечислим задачи, которые приходится выполнять мерчендайзеру. Как правило, они не сильно отличаются в большинстве отраслей и компаний. Индивидуальная специфика, если и встречается, то, как правило, бывает весьма несущественной.

  1. Мерчендайзер должен появляться на рабочем месте в соответствии с заранее спланированным графиком. Что касается присутствия в торговой точке, то здесь возможны два варианта: либо мерчендайзер закреплен за конкретным магазином и работает только в нем (стационарный мерчендайзинг), либо объезжает по несколько торговых точек за день (мобильный мерчендайзинг). Подробнее об отличиях стационарного и мобильного мерчендайзинга мы пишем здесь.Разные компании уделяют соблюдению мерчендайзером графика работы разное внимание. Но общая тенденция такова: дисциплина приобретает все большее значение, а ее исполнение контролируется при помощи цифровых технологий.
  2. Мерчендайзер должен хорошо знать всю линейку продукции своей компании и основные правила выкладки. Нужно понимать значение примерно двух десятков специальных терминов мерчендайзинга. Это, как правило, англоязычные названия и аббревиатуры, иногда какие-то профессиональные жаргонизмы. Такие знания позволят вам значительно облегчить свою работу. Основные термины, которые пригодятся в работе мерчендайзера, вы можете найти тут.
  3. Мерчендайзер доставляет товар со склада магазина и выкладывает товар согласно имеющейся планограмме. Точное соблюдение визуальных правил выкладки – основа для высокой оценки качества работы полевого сотрудника. Выкладка в магазинах осуществляется в соответствии с основными правилами мерчендайзинга. Их в общих чертах сотрудник тоже должен знать, так как не всегда можно просто следовать планограмме. Размещение товара на полках в нужном месте и объеме и есть основная задача мерчендайзера.
  4. Мерчендайзер следит за ценниками и размещением фирменного оборудования. Он отвечает за то, чтобы ценники на товар были корректными и актуальными. Также ему нужно следить за сохранностью/внешним видом/размещением фирменного торгового оборудования.В некоторых товарных категориях (например, дорогой алкоголь, косметика, табак) фирменное оборудование находится в фокусе особого внимания компании. От состояния стендов уровень продаж может зависеть больше, чем от цен.
  5. Мерчендайзер отслеживает сроки годности выставленной продукции. Это особенно важно для многочисленных категорий «свежие продукты». Товары с истекающим или истекшим сроком годности могут вызвать неудовольствие потребителей, торговых сетей, контролирующих органов. И потому такие товарные позиции должны сразу же удаляться с полок. Вдобавок регулярное превышение процента просрочки в торговой точке может повлечь за собой штрафные санкции. Подробнее о том, за что и почему могут оштрафовать мерчендайзера, читайте здесь.
  6. Специальные задачи. Большинство компаний регулярно выпускают новинки или проводят промоакции. Особая выкладка продуктов-новинок и акционных товаров, а также размещение рекламных материалов, которые должны выделять их на полке, входит в обязанности мерчендайзера. Специальные задачи сейчас ставятся сотрудникам через смартфоны. Как правило, каждая задача детально «разжевывается» и демонстрируется наглядно.
  7. Подготовка отчетов. Мерчендайзеру нужно регулярно (периодичность и тип отчета обсуждается отдельно) готовить отчеты для своего руководства. Именно такие отчеты становятся подтверждением проделанной работы. В последние годы благодаря внедрению автоматических систем ведение отчетности максимально упростилось. Для грамотного составления отчета мерчендайзеру требуется умение пользоваться смартфоном и делать качественные фото.

Помимо основных в работе мерчендайзера можно выделить также дополнительные обязанности. Их наличие и набор зависит от конкретной компании и реже – от отрасли. Перечислим некоторые из них, начиная с самых распространенных:

  1. Мониторинг конкурентов. Мерчендайзеру может быть поручено собирать информацию о ценах, новинках и рекламных акциях конкурентов. Мониторинг, как правило, ведется еженедельно или ежемесячно. Так, например, мобильному мерчендайзеру придется заниматься этим ежедневно в каждой посещенной торговой точке.В зависимости от степени продвинутости компании мониторинг может состоять в переписывании цен на основные позиции в телефон/планшет или в простом фотографировании полок. В последнем случае система анализирует выкладку и цены самостоятельно. От мерчендайзера требуется только сделать качественные фотографии.
  2. Контроль складских остатков. Как правило, об остатках заботятся торговые представители компании или сама администрация магазинов. Но не всегда. Бывает, что эта обязанность возлагается на мерчендайзеров. К тому же автоматические системы заказа товаров иногда дают сбои. Мерчендайзер должен страховать компанию от отсутствия товара на полки (аут-оф сток)
  3. Организация дополнительных мест продаж или специальной выкладки. Во многих товарных категориях возможна организация дополнительных мест продаж товаров. Например, снеки могут продаваться в основном отделе, а также около отдела с пивом и рядом с кассой. С развитием розничных сетей возможности мерчендайзеров бесплатно делать дополнительную выкладку сократились, но не до нуля. Исключения все еще бывают. Задача по организации дополнительных мест достаточно ответственная и непростая, но мерчендайзеры, которые ей занимаются, как правило, имеют неплохую доплату. Зачастую компании организуют среди сотрудников специальные конкурсы, стимулируя творческую работу по выкладке в магазинах.
  4. Консультирование потребителей. Знаний мерчендайзера о продукте должно быть достаточно, чтобы ответить на базовые вопросы покупателя. В обычном магазине, это такие вопросы, как: где взять товар, есть ли та или иная разновидность, можно ли купить сразу большую упаковку и т.п. Обычные рабочие моменты. Но есть товарные категории, где помощь в выборе является важной регулярной задачей. К таким категориям относится сложная бытовая техника, товары для здоровья, биодобавки, парфюмерия и косметика.Мерчендайзеры-консультанты чаще всего работают в стационарном режиме. Уровень их оплаты обычно на 25-30% выше, чем у тех, кто занимается только выкладкой.Конкретный перечень обязанностей мерчендайзера и приоритетность задач зависят от товарной категории, компании и схемы организации работы. Но общее правило едино – чем разнообразнее задачи, тем выше уровень оплаты мерчендайзера. Механическая, пусть даже и тяжелая физически, работа будет оплачиваться более скромно.

Начать работать у нас — легко

Оставьте ваше имя, номер телефона, и, если есть, резюме. Мы перезвоним в течение часа